Кайдзен и кадровый менеджмент

О принципах кайдзен наслышаны многие, но вот как применять их в таком деле как кадровый менеджмент? И зачем? И вообще как  рассматривать сотрудников, как конкурентов или партнеров для развития предприятия?

Система японского менеджмента «кайдзен» означает работу с постоянным улучшением, и это слово повсеместно используется в языке. Японцы часто говорят о кайдзен производства, кадзен логистике, кайдзен-отношениях с поставщиками…

Они понимают, что незначительные усовершенствования, осуществляемые ежедневно всеми работниками, вместе создадут такой уровень качества, о котором  другие предприятия  не смеют и  мечтать.

С точки зрения работодателя, менеджмент в модели «кайдзен» позволяет правильно мотивировать новых сотрудников при приеме на работу, а также мобильно распределять усилия как при повседневной работе, так и форс-мажорных обстоятельствах, делая более прозрачными цели компании и обеспечивая результаты, которые повышают сумму отдельных вкладов сотрудников.

Второй тонкий аспект – система «кайдзен» позволяет обойти естественный страх человека перед резким изменением жизни. В системе «кайдзен» изменения происходят почти незаметно, позволяя человеку привыкнуть к новому порядку и новым правилам. Любое новшество в компании не будет восприниматься в штыки, потому что его не воспримут как новшество – а только как небольшое дополнение к существующему режиму.

13 июля 2015 г. японский центр  «Кайдзен»  и японский центр (Москва) пригласили руководителей предприятий Кубани на  очередной семинар с японским тренером по кадровому менеджменту. Директор Японского центра «Кайдзен» Ольга Андреева и директор Японского центра в Москве-Хамано Митихиро представили участниками  г-на Суэ Тоёхико,  старшего консультанта Японского центра производительности, специалиста-практика по кадровому менеджменту.

Поддержку семинару оказал фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело», поэтому основными участниками семинара стали руководители HR служб предприятий компании «Базовый Элемент»: БазэлАэро, Агрохолдинг «Кубань», Курортный комплекс «Имеретинский», БЭЛ-Девелопмент, стадион «ТРУД», Усть-Лабинский газобетонный завод (Главстрой Усть_Лабинск) и «РогСиБал». Система кайдзен привлекла и такую известную компанию, как «Тандер», руководители которой тоже приняли участие в семинаре. Кризис заставил всех искать новые способы снижения себестоимости услуг и оптимизации процессов, а  поиск и воспитание кадров становятся  весьма острой проблемой для всех. Поэтому  было интересно послушать японского сенсея про то, как сочетать процессы совершенствования с системой управления и развития персонала, как привлечь лучшие кадры, как их развивать и удерживать, какие системы вовлечения и мотивации применяют успешные японские компании и чем японский кадровый менеджмент отличается от американского и российского.

Сенсей привел интересные примеры , как компании создают ценность для клиентов и как это делают простые работники. «Работа, ориентированная на клиента». С этой фразой, которая встречается, пожалуй, в любой отрасли, где присутствуют продажи, связывают чаще всего следующий принцип работы: «любой каприз за ваши деньги».

Но этот подход используют российские компании,  когда клиент воспринимается только как источник дохода.

Подобная технология никогда хорошо не работает: ни с компаниями, численность которых ограничивается сотней сотрудников, ни тем более с крупными корпорациями.

На примере работы японской компании «Такси Удача», сенсей продемонстрировал, как благодаря отношению работников к своим обязанностям постоянно улучшался сервис компании и росла степень удовлетворенности  клиентов и самих работников, повышалась лояльность работников к компании. Почему то стало грустно и захотелось показать этот ролик нашим городским властям, чтобы увидели разницу в работе городских такси!!!!

Пригодятся ли нам  японские кадровые традиции? Уверена, что-да, таково  и мнение  участников семинара. Спасибо сенсею, будем ждать новых встреч!

Ольга Андреева-

директор АНО «Японский центр «Кайдзен»

Краснодар