ЛИН путешествие в Нидерланды

Каждый год мы организуем кайдзен и ЛИН туры для наших клиентов и партнеров.

Неделю назад мы провели незабываемую неделю в Нидерландах с Белгородской делегацией.

Власти Нидерландов и муниципалитетов, как выяснилось, более 10 лет внедряют ЛИН, причем осознанно и с удовольствием.

Мы посетили 3 муниципалитета главных городов Голландии, включая столичную мэрию в Гааге.

Во всем мире правительства постоянно ищут способы, с помощью которых они могут предложить лучшее здравоохранение, улучшенное образование, лучшие перевозки и улучшенные пенсии, а также другие услуги. Это потому, что они знают, что электорат требует перемен и быстро. Однако средства, необходимые для достижения этих ожиданий, огромны, особенно когда речь идет о развитых странах с быстро стареющим населением, а производительность правительства не успевает за показателями частного сектора. Ну, а средств бюджетных всегда не хватает!

Чтобы решить эту проблему, многие лидеры в государственном секторе разных стран мира , делают ставку на  бережливых технологиях (ЛИН) , которые, как известно.  нашли широкое применение и успех в частной промышленности.

Начиная с обработки налоговых деклараций и заканчивая ремонтом военной техники, от городского планирования до управления здравоохранением, ЛИН показал, что с его помощью возможно  не только улучшить обслуживание населения, но и сделать это экономически эффективным способом, исключив действия, не представляющие ценность для граждан.

Обычно работники органов власти на разных уровнях не задумываются над тем. Что  ценно для граждан, а что нет. В бизнесе иная ситуация. Если розничный продавец или производитель автомобилей не сумеет предложить клиентам более интересные и полезные услуги, которые создают для них  большую ценность (это не в смысле большую стоимость…прошу  не путать), то их клиенты пойдут куда-то еще.

 Однако в государственных учреждениях или государственных ведомствах гораздо сложнее идентифицировать клиентов и удовлетворить их потребности, как в частном секторе.

Основной причиной этого является отсутствие конкуренции. У государственных заказчиков — например, пациентов или соискателей — обычно нет другого выбора. Требования клиентов редко находятся в центре внимания, что приводит к дорогостоящим, внутренним решениям со стороны государственных органов, которые стоят огромных затрат, но мало или вообще не представляют ценности для граждан.

ЛИН помогает правительству выявлять ценности и фокусироваться на клиентах/гражданах, поощряет дискуссии между руководителями и персоналом и улучшает предоставление услуг таким образом, чтобы он был не только ориентирован на клиента, но и экономически эффективным.

В России муниципалитеты в разных регионах тоже начали практиковать методы ЛИН, но не у всех это получается. Куда-то спустились консультанты –парашютисты из столицы и бесплатно помогают запустить  процесс внедрения ЛИН, обучают отдельным инструментам, помогают издать приказы, «построить» команды, запускают пилотные проекты по сокращению времени оказания гос и мунуслуг, но…. Они уходят, и все возвращается на позицию «старта» снова.

А почему? Главная причина- все забывают, что главное- это обученная команда, а не фейерверки достижений! Важно, чтобы после ухода консультантов процессы совершенствования продолжались не зависимо от того, кто придет руководите регионов или муниципалитетом после очередных выборов или по иным причинам…

И мы решили поехать в Голландию, чтобы разобраться, а как там начиналось внедрение Лин в муниципалитетах и органах власти?

Самое сильное впечатление на нас произвело то, что нам об этом рассказывали первые лица муниципалитетов, причем не по презентациям и бумажкам с трибун, а живьем, как  говорят «с  колес», с визуальных досок, где проходят планерки каждый понедельник и занимают они не более 30 минут. В течение недели ни каких совещаний, никаких авралов, все течет по плану!

Все говорила о том, что важно сформировать команду и обучить ее, важно  разработать с первых моментов внедрения нормативку, общие правила работы и взаимодействия, создать атмосферу для ЛИН.

Но, главное, что сами  мэры обучались вместе с рядовыми сотрудниками и теперь продолжают передавать сотрудникам свою энергию и личный пример.

Из 500 000 сотрудников госорганов и муниципалитетов Нидерландов 200 000 занимаются ежедневно внедрением ЛИН в своей работе.

В этом году мы начали работу с муниципалитетами  нашего края, проводим стратегические сессии, семинары, рассказываем о выгодах применения ЛИН для повышения эффективности, производительности и качества услуг, а всегда наталкиваемся на сопротивление, тк многие считают, что гораздо спокойней ничего не менять и спрятаться за тем, что нельзя нарушать регламенты, федеральное законодательство, что есть прокуратура и пр.

И мы понимаем, что улучшение предоставления услуг реально сопряжено с особыми проблемами, особенно для правительств. Они сталкиваются с бюджетными и ресурсными ограничениями, сложными отношениями и процессами с заинтересованными сторонами и постоянными изменениями в руководстве и политике.

И несмотря на это, ситуация далеко не безнадежна. Принятие бережливого отношения правительством предлагает практический и эффективный метод создания положительных изменений в способах предоставления услуг гражданам.

И количество примеров и доказательств этому в России уже много, включая Белгородскую область.

Да, путь Лин не легкий и не простой, но, если есть желание меняться, стоит начинать  и сделать хотя бы первые шаги, начать искать в Интернете полезную информацию об этом.

Директор Японского центра Кайдзен

Андреева Ольга

IMG_7067IMG_7282IMG_7312IMG_7166 IMG_7185IMG_7202IMG_7251IMG_7272 IMG_7281IMG_7284IMG_7317IMG_7327

IMG_7020IMG_7027IMG_7053IMG_7073 IMG_7088IMG_7348