Сначала идите на гемба…

Так решили в министерстве экономики Краснодарского края и поехали смотреть производственные площадки предприятий, с которыми в прошлом году работали экспертные организации по проекту повышения производительности труда.
Наш Японский центр «Кайдзен» разработал программу повышения производительности труда для ООО «Пищевые Технологии» в ст.Ново-Титаровской, Динского района.
Японцы любят говорить, что главный Фактор успеха во внедрении бережливых технологий и кайдзен- приверженность и вовлечение высшего руководства компании. Нам повезло, нас сразу приняли главные акционеры и директор предприятия, которые заявили, мы хотим изменений, мы хотим стать лучшими на рынке производителей оборудования для общепита в России.
Акционеры принимали участие во всех наших практических семинарах, впитывали в себя «золотые правила» менеджмента гемба:
1. Когда возникает проблема, сначала идите в гемба (так называется у японцем рабочее место, где создается ценность для клиентов!)
2. Проверьте гембуцу (те ли предметы там находятся)
3. Примите временные контрмеры на месте
4. Найдите первопричину вместе с работниками.
5. Стандартизируйте, чтобы предотвратить повторное возникновение проблемы.

Что касается гембуцу, то там можно было найти что-только можно, устраивали субботники, объясняли вместе с менеджерами бригадирам. Почему на рабочем месте должно быть только то, что необходимо для выполнения сменного задания.
Постепенно рабочие места и участки стали преображаться. А когда рабочим объяснили что такое кайдзен и что за предложения по улучшениям они будут материально вознаграждаться, то многие не поверили. Рабочие быстро разделились на два лагеря, одни говорили, что это интересно, другие, что все равно никто ничего им не заплатит за идеи.
На деле оказалось, что все работает и что менеджеры говорили правду.
В цехах прибили к стенкам ящики для кайдзен-предложений, на доске вывесили приказ о запуске системы подачи и рассмотрения кайдзен-предложений. И вот в январе были рассмотрены первые 40 предложений, причем 20 из них получили одобрение комиссии, а рабочим выплатили вознаграждения! Противники замолкли и призадумались.
Через пару дней инженера по качеству Маргариту, стали ловить прямо в цехах и совать ей в руки кайдзен-предложения. Процесс пошел!
Менеджерам удалось преодолеть сопротивление, главное, чтобы поверили- показать пример. Вспомните известное полотно Караваджо «Уверение Фомы», где изображено, как святой Фома касается ран прошедшего через распятие Христа, дабы удостовериться в их реальности.

Нам, как экспертам еще много нужно потрудиться, чтобы изменилось мышление не только у производственников, но и у руководителей и персонала административных подразделений.
Тайити Оно убеждал бухгалтеров изнашивать по две пары ботинок в год, посещая рабочие участки. Правда главный бухгалтер предприятия действительно каждый день посещает гемба, а не просиживает в кабинете, поэтому наше предложение больше относится к работникам Торгового Дома предприятия. Самое главное не просто посещать гембы, а как минимум находить хотя бы один кайдзен!
Потенциал повышения производительности труда каждого предприятия находится на гемба. Это правильно понимают и работники министерства экономики Краснодарского края.
Первый поход на нашу гембы прошел успешно! Работаем дальше. Программа повышения производительности труда выполняется!

Директор Японского центра «Кайдзен»,
Экспертная организация ООО «Пищевые Технологии»

IMG_3123IMG_3128IMG_3130IMG_3131 IMG_3134IMG_3136IMG_3137IMG_3138 IMG_3126