С чего начинать кайдзен деятельность?

Начиная любой проект на предприятиях по внедрению бережливых технологий, первый шаг — общение с простыми рабочими, чтобы понять, а что для них означает слово «ценность»?

Второй шаг —  выяснить, что является ценностью для собственников и руководителей?

Являются ли работники, то бишь люди, ценностью ценностью для компании?

И после общения и визуального осмотра производства, рабочих бытовок, туалетов, душевых (если они конечно есть…),  вспоминаешь сразу Японию.

В стране восходящего солнца есть наиболее ценные ресурсы, которые не видны вооруженным глазом. Что это за ресурсы?

Пунктуальность, выполнение обещаний, сотрудничество, трудолюбие, порядочность, традиции обучения начальством подчинённых на рабочих местах (наставничество), широта взглядов, позволяющая не навешивать ярлыки, и другие черты национального характера!

Но изначально эти ресурсы скрыты. В скрытом состоянии ими невозможно воспользоваться как чем-то, имеющим ценность.

Оказывается, вскрыть эти ресурсы помогает кайдзен. Напомню, так называется наш японский центр и слово это означает постоянные совершенствования.

Кайдзен-деятельность, если в нее вовлечь всех ваших работников, поможет обнаружить скрытые ресурсы, активизировать, а потом превратить в ресурсы, имеющие ценность.

Именно кайдзен помогает эффективно использовать имеющиеся скрытые ресурсы любого предприятия здесь и сейчас!

Наш  центр «Кайдзен» сейчас ведет несколько предприятий по Нацпроекту «Повышение производительности и поддержка занятости», разрабатываем программы повышения производительности труда, обучаем, формируем команды изменений, но главное — включаем людей в кайдзен-деятельность. Понимаю, что  время на старт дали в обрез, всего 2 месяца, но и за эти пару месяцев удается достучаться до самых непробиваемых и сопротивляющихся.

Начиная проект на предприятии, мы обращаемся к работникам с призывом: «Нам нужны ваши горячие идеи!» Через анкетирование мы сразу обнаруживаем необходимые ресурсы для активизации.

Сразу видим главные проблемы: либо руководители не четко ставят задачи, либо работники не понимают цели, либо нет связи между подразделениями.  Неэффективно выстроенная межцеховая логистика, нет кризисного мышления, потребности потребителя не известны, нет заботы о людях, условия труда не приемлемые. Хотим, чтобы работники  повышали производительность, а при этом  нет самых элементарных условий для продуктивного труда: руки негде помыть, раздевалки, бытовки выглядят, как мусоросборники, в цехах с агрессивной средой нет вытяжки, не хватает средств индивидуальной защиты и так далее. Список можно продолжать дальше…

Без уважения к людям — не будет успеха! Без успеха — не поднять производительность! У японцев на Тойота есть такое золотые правила:

  1. «Плох тот руководитель, что не умеет видеть числа. Плох тот участок, где числа не видны. Но хуже всего руководитель, который не умеет видеть ничего, кроме чисел!»

  2. «Когда в офисах только планируют, а руководители только командуют — фирма начинает ехать не туда».

  3. «Ходи на производство, слушай там людей, проверяй по месту и по факту своими собственными глазами!». 

  4. «Не ругай подчиненных. Глядя только на результаты их работы! За плохой результат отвечает и руководитель»

  5. «Занимайся коучингом-не только учи, но и мотивируй!»

Вот эти мысли и правила мы стараемся донести руководителям на наших подшефных предприятиях,  перед тем, как начать внедрять кайдзен философию.

Цыплят по осени считают, поэтому следующей осенью 2020 года будем подсчитывать число внедрённых кайдзенов на всех наших предприятиях!

c6bd7e79-9996-4145-909a-cdf49a87530fIMG_4699IMG_4700IMG_4708 20191021_14425920191021_142622