Уроки креативности с Кайдзен центром

Наш пилотный проект обучения детей возраста 5+ философии кайдзен стартовал в начале 2015 года. Прошел год. Удался ли старт и какой урожай получили? 

Началось все с простого вводного семинара, который наш японский центр провел вместе с фондом «Вольное Дело» для директоров средних школ, руководителей центров компетенций и специалистов управления образования Усть-Лабинской районной администрации.

Сегодня в 13 школах района открыты агроклассы, в которых ребята изучают бережливое производство в агросекторе (длительность изучения – год по 1 часу в неделю. Всего около 40 часов). Еще в 7 средних школах созданы кружки по бережливым технологиям, в которых обучают детей факультативно.

С помощью специально разработанных программ наш центр обучил критическую массу агентов перемен в лице директоров школ и педагогов, которые без ожидания каких-то директив сверху, по своей инициативе начали внедрять в своей работе и в учебных процессах полученные знания. Работа идет ежедневно, маленькими, но уверенными шагами, в соответствии с правилами философии кайдзен. 

Еще Томас Эдисон сказал: гений-это 1% вдохновения и 99% пота». Так и есть, стоит сделать остановку и опять вернешься на прежние стартовые позиции. 

Мы не сторонники того, чтобы гнаться за сиюминутными результатами, а хотим видеть движение поступательное, развитие в использовании переданных знаний: от директоров-педагогам и сотрудникам школ, от педагогов-детям, от детей- мамам и папам… И вот так, как разлив нефти по району, а потом и по стране должны растекаться эти полезные знания и навыки.

На каждом занятии по кайдзен дети что то придумывают , а учитель провоцирует их на трансформацию придуманных идей по совершенствованию на окружающую среду, городское пространство, личное развитие. Представляете, сколько идей может с аккумулировать глава района. Главное- обучить население видеть потери и формулировать, что и как можно улучшить.

Все школы Усть-Лабинского района уже используют в работе учебное пособие, которое разработал японский центр «Кайдзен» вместе с педагогами. 

Но, в ходе обучения поняли, что нужно больше симуляционных игр для курса кайдзен. Новые игры уже разработаны нами и вчера одна из игр прошла апробацию в средней школе №6 в агроклассе Усть-Лабинска. Игра была представлена с семинаром «Совершенствуй КАТА».

Программу семинара и методику нам любезно предоставил профессор, известный мировой гуру Майк Ротер из Мичиганского университета. Его методика была с использованием пазлов, а мы решили ее изменить и взяли за основу детский конструктор «Сборка совы». Чему обучает эта игра? Во-первых: понимаю необходимости постоянного совершенствования процесса сборки, во-вторых, приобретению навыков правильно формулировать цели улучшений и приходить к консенсусу при выработке предложений в команде. Оказывается для детей- это непросто, да и для взрослых, кто не знаком с методами кайдзен, тоже сложно. Свою методику Майк Ротер в 2015 году начал апробировать в ряде американских школ и в Стокгольме, а мы первые в России, кто разработал принципиально новый семинар и симуляционную игру, которую и дальше можно развивать и усовершенствовать с педагогами и детьми.

Апробировали игру вчера в школе наши специалисты: к.э.н. Людмила Веремнникова и Евгений Клещ.

Вместе со школьниками будем создавать «Банк кайдзен игр» и «Копилку кайдзен-предложений». Всем удачи и новых идей!

Директор японского центра Кайдзен,

Ольга Андреева

DSC06504Снимок экрана 2016-03-12 в 20.01.57Снимок экрана 2016-03-12 в 20.02.17Снимок экрана 2016-03-12 в 20.02.52 Снимок экрана 2016-03-12 в 20.03.27Снимок экрана 2016-03-12 в 20.04.52Снимок экрана 2016-03-12 в 20.05.16