Федеральный проект «Бережливые поликлиники»

Японский центр работает в команде с Росатомом в федеральном проекте «Бережливые поликлиники» в Краснодаре.

Наш координатор  от Росатома и руководитель проекта Владимир Арженцов, с которым нас связывает   давняя дружба, когда он еще работал на КАМАЗЕ и был одним из лидеров создания и  внедрения производственной системы КАМАЗ.

Несколько лет назад я наткнулась на статью в Japan Times под заголовком: «Нагоя-больница решила использовать  знаменитый рабочий процесс Toyota, чтобы уменьшить ошибки персонала». Прочесав просторы англоязычных ресурсов Интернет,  я нашла   много  успешных примеров использования бережливых технологий в госпиталях и поликлиниках Европы и США.
На наших ежегодных международных саммитах по производственным системам  организовывали секции по бережливой медицине с 2013 года, в которых принимали участие практики из Великобритании и Израиля.

Погружаясь все глубже в эту темы, мы обнаружили, что в  японских госпиталях применятся практика полного управления качеством (TQM), таких, как   Nerima General и St. Luke’s, однако еще рано говорить о том, что у них созданы собственные производственные систему управления  на основе бережливых технологий.
В Японии пока можно говорить лишь об одной больнице, которая пытается довести Toyota Way до управления больницей, и это  больница  Toyota City, « «Тойота Мемориал». Ее можно уверенно назвать бережливой больницей в Японии.

В Японии существует правительственная программа, ориентированная на  обучение врачей и    младшего медперсонала, которая направлена прежде всего на  повышение безопасности и качества медицинского обслуживания и лечения. Это несколько отличает японский подход  к бережливой медицине от европейского,  где опираются более всего на показатели эффективности медучереждений (потоки пациентов, потоки поставок).

 Россия пошла по японскому пути, выбрала Toyota Way в классическом варианте.

Несколько лет мы практиковали отдельные  кайдзен-проекты в одной из районных клиник Краснодарского  края, но  медики  не воспринимали всерьёз эту тему. И вот, наконец, глава  государства Владимир Владимирович  Путин, после знакомства с производственной системой Росатома  дал поручение министру здравоохранения Веронике Скворцовой выбрать 3 пилотные поликлиники, на которых команда Росатома отработает модель «Бережливой поликлиники».

Результаты 3-х  месячной работы    удивили всех ! Сократились в  4-5 раз очереди  в регистратурах, сократилось время прохождения проф осмотров, очереди в процедурные кабинеты и пр.

В проект включились другие поликлиники практически во всех российских регионах, сегодня их уже более 150.

В Краснодаре 2 пилотные поликлиники, одна детская одна взрослая и обе с энтузиазмом познают азы бережливых технологий, с упорством ища потери и вовлекая  медперсонал и пациентов в эти процессы.

Наши специалисты  дважды в неделю посещают пилотные поликлиники, как говорят японцы, работают на гембе. Прежде всего   мы обучаем правильно формулировать проблемы, учим строить карты потока , проводим семинары по  применению отдельных инструментов

Мы работаем по классическим инструментам и подходам Тойота, и стараемся использовать  весь свой 7-летний опыт и знания  для наших пилотных поликлиник.

Мне очень интересно видеть больше больниц и врачей, заинтересованных в изучении TPS и бережливых принципов и  этому способствует поддержка министерства здравоохранения Краснодарского края и городскому управление здравоохранения, которые сформировали свои проектные офисы. Взаимодействие проектных команд организовано  отлично, а главное коллеги открыто обмениваются  полученными знаниями и  немногим  практическим опытом.

 В завершении моего поста хотела бы привести рекомендации японских  врачей, практикующих кайдзен в своих клиниках:

  • Убедитесь, что процесс выполняется плавно по циклу PDCA$

.
•Уважайте  проблему своего подчиненного. Слушайте.  Идите на гембу, смотрите и учитесь.
• Поддерживайте  свой  превосходный персонал посредством общения и уважения  мнений персонала.
• Научитесь понимать, как развивать способности и отношение людей к достижению целей и  обучите персонал правильно, ясно формулировать цели.
• Имейте  видение и цель — и делитесь этим с другими, чтобы они знали, в чем  заключается Ваша цель и цель Вашей организации .
•  Концентрируйте  внимание  людей на  уважении к пациентам.

Следите за моими постами, я буду  рассказывать о ходе  федерального проекта «Бережливые поликлиники» в Краснодарском крае.

Директор  «Японского центра «Кайдзен» в Краснодарском крае,

Член рабочей группы проекта ГК «Росатом»,

К.э.н., Ольга Андреева

17.10.2017

DSC05782DSC05784DSC05787DSC05787-1 IMG_7020IMG_7027IMG_7029IMG_7034