Кайдзен

Где брать инновационные идеи для бизнеса?

Сначала последствия COVID-19, а затем санкции коренным образом изменили методы ведения бизнеса, потребности клиентов и на этом изменения не остановятся…

Изменились почти все аспекты жизни, от личного (как люди живут и работают) до профессионального (как компании взаимодействуют со своими клиентами, как клиенты выбирают и покупают продукты и услуги, как цепочки поставок их доставляют).

Хотя китайская мудрость утверждает, что кризис- это возможности, однако, видеть возможности, возникающие в результате этих перемен, не значит уметь ими воспользоваться.

По опросам экспертов, менее 30 % руководителей уверены, что они готовы к грядущим переменам. Область, в которой они чувствуют себя наиболее сложно, — это предоставление новых возможностей роста.

Большинство же собственников и руководители сосредоточены на обеспечении непрерывности бизнеса, особенно в своей основной деятельности, сокращение затрат и повышение операционной эффективности. Неудивительно, что инвестиции в инновации страдают.

Хотя, на самом деле приоритизация инноваций сегодня является ключом к посткризисному росту.

Многие застыли в ожидании стабильности. Как только мир стабилизируется, основной бизнес станет безопасным, а путь вперед станет более ясным, тогда и будем заниматься инновациями.

Но, увы, мир лучше не станет: хрупкость, непостижимость, тревожность и нелинейность останутся надолго.

А где брать инновационные идеи? Оказывается 88% таких идей скрыты в живой природе. Но, как их оттуда достать?

Наши партнеры, коллеги, ученые биологи из Новосибирска, эксперты ТРИЗ Ольга и Николай Богатыревы несколько десятков лет изучали законы природы и поведение живых систем в условиях кризисов.

Они интегрировали биологическую информацию в ТРИЗ, рассчитывая, что природные решения технических проблем, полученных в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, окажутся полезными для бизнеса. Им это удалось.

Сегодня они единственные в мире разработчики БиоТРИЗ и ТРИЗ матрицы, объединяющей 56 законов природы для решения управленческих задач и разработки стратегий в условиях неопределенности.

Эта задача по сложности сравнима с попыткой поместить Вселенную в ореховую скорлупку.

Много времени ушло на создание банк данных биологической информации ("биологических патентов"), описание и систематизацию биологических эффектов.

То, что кажется простым в "железной" ТРИЗ, совершенно теряет четкие очертания, когда имеешь дело с живой природой.

Чтобы построить эту базу, пришлось «делать наоборот»- изучать патенты и обратным ходом находить противоречия, которые разрешены в этих патентах.

Впрочем, этим же путем шел Г.С. Альтшуллер, анализируя патенты. С той лишь разницей, что все эффекты были уже сформулированы изобретателями и он мог классифицировать их по степени удачности, а в жизни это понятие весьма относительно и зависит от многих условий.

В итоге, Богатыревы разработали новую ветвь современной ТРИЗ- БиоТРИЗ и доказали на практике, работая с крупнейшими мировыми компаниями, что законы живой природы могут быть применены в бизнесе в кризисных ситуациях.

Например, одним из законов живой природы является адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды.

В бизнесе это означает необходимость быстрой реакции на изменения рыночной ситуации и готовность к изменению стратегии и тактики.

Другой закон живой природы - взаимодействие и сотрудничество.

В бизнесе это означает, что компании должны работать вместе, чтобы достигнуть общих целей и выжить в кризисных условиях.

Это может включать в себя совместные проекты, партнерства и даже объединение компаний.

Также важными законами живой природы являются эффективное использование ресурсов и устойчивость.

В бизнесе это означает, что компании должны оптимизировать свои процессы и использовать ресурсы более эффективно, чтобы снизить затраты и повысить прибыль.

Кроме того, компании должны стремиться к устойчивому развитию, чтобы сохранить свою долгосрочную конкурентоспособность.

Таким образом, законы живой природы могут быть полезны в бизнесе в кризисных ситуациях, помогая компаниям адаптироваться к изменяющимся условиям, работать вместе, эффективно использовать ресурсы и стремиться к устойчивому развитию.

Мы вместе начинаем в сентябре в МГУ им.М.В.Ломоносова первый в России практический курс для студентов МВА по БиоТРИЗ. «УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ:

ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА».

Особое внимание в курсе будет уделено формированию у студентов умения и навыков предотвращения кризисов и конфликтов за счет включения естественных поддерживающих рычагов бизнеса, которые в токсичной среде обеспечивают работу на опережение.

Методики, которые будут представлены на курсе, проверены на практике в ведущих мировых компаниях космических отраслей, автомобилестроении, строительстве, агробизнесе и основаны на изучении природных законов поведения сложных систем.

Если вам нужны инновации в управлении бизнесом, обращайтесь, всегда рады помочь!

Картинка нарисована с помощью нейросети Midjourney.

Ольга Андреева
Made on
Tilda