Кайдзен

Умные производственные системы — стратегия высокого уровня, а не локального результата

В сообществе российских специалистов в области качества и операционного совершенства понятие «умные производственные системы» популярно почти так же, как «бережливое производство». Как связаны между собой эти две управленческие концепции? Какие конкурентные преимущества обеспечивают бизнесу умные решения? И каковы особенности умных систем будущего, учитывающих нарастающую неопределенность и нелинейность современного мира? Об этом мы решили побеседовать с директором Японского центра «Кайдзен», известным экспертом в области производственных систем, бизнес-ТРИЗ и бережливых технологий Ольгой Павловной Андреевой.

— Ольга Павловна, ежегодный саммит, который организует Японский центр «Кайдзен», называется «Умные производственные системы». Какой смысл вы вкладываете в слово «умные»?
— В настоящее время в разных странах, в том числе в России, проводится много конференций по Smart Production Systems — вопросам развития нового поколения производственных систем, основанных на применении цифровых технологий и искусственного интеллекта. Тогда как название ежегодного саммита Японского центра «Кайдзен» в английском переводе звучит как Intelligent Production Systems. Принципиальная разница в названиях Smart и Intelligent в том, что, насколько бы «умнее» не становился искусственный интеллект, быстро и правильно реагировать на внешние и внутренние вызовы и проблемы он не сможет. И творцом инновационных производственных систем будущего остается человек.
Главная отличительная особенность нашего саммита — оценка того влияния, которое происходящие в мире изменения оказывают не только на производство, но и на бизнес в целом. Хотя развитие производственных и бизнес-систем в различных отраслях и компаниях происходит по-разному, оно имеет определенные закономерности. На наших саммитах практики, эксперты и лидеры мнений обсуждают вопросы эволюции и создания будущих поколений таких систем, которые смогут быстро адаптироваться к кризисам, выбирать правильные стратегии развития в токсичной среде и повышать свою устойчивость и конкурентоспособность.
— Получается, что характеристика «умные» относится не только к производственным системам и ее нужно понимать и применять в более широком смысле?
— Да, характеристика «умные» имеет отношение к любым системам, процессам и решениям — техническим, производственным, социальным, в том числе к бизнес-системам. Все они развиваются по специальным законам, понять которые может только человек. Только он способен применить системный подход к тем или иным процессам, для «чистого» искусственного интеллекта это непостижимая задача.
Любые кризисные ситуации характеризуются высокой неопределенностью, нечеткостью целей, организационными ограничениями, дефицитом времени. Но люди, в отличие от роботов, умеют справляться со всем этим и находить решения даже, казалось бы, нерешаемых проблем.
Так, после введения беспрецедентных санкций довольно быстро были найдены новые каналы цепочек поставок и платежей, а это и есть умные решения. Я бы назвала их инновационными. Ушли либо приостановили работу в России крупные брэнды. Все последствия оценить пока сложно, но российский бизнес решительно настроен занять освободившиеся ниши с помощью умных, инновационных решений. В жесткой, токсичной среде именно инновации в бизнесе и управлении становятся решающим фактором успешной конкуренции — необходимостью для выживания и дальнейшего развития.
— Давайте поговорим о бережливых системах и решениях. На ваш взгляд, бережливость — это цель или средство? А если средство, что же в таком случае служит целью?
— Единственная настоящая цель Lean — повышение ценности для клиента. И если менеджеры сосредотачиваются исключительно на снижении стоимости товаров, все их усилия терпят неудачу.
Между тем в интернете вы без труда найдете множество публикаций с заголовками типа: «Три/четыре/пять целей бережливого производства». Все они указывают на ряд серьезных целей, которых можно достичь, применяя методы и инструменты Lean: сокращение потерь, улучшение качества, сокращение времени цикла, повышение производительности, снижение затрат, совершенствование процессов и т. п. Не буду утверждать, что они не важны или что бережливое производство не имеет отношения к их достижению. Однако стоит призадуматься, не запутаются ли менеджеры, познакомившиеся с «Дао Тойота» [1] и другими переводными бест­селлерами, в столь широком спектре целей.
А можно ли все их достичь одновременно? Нужны ли разные методы для разных целей? Являются ли некоторые из них более значимыми, чем другие? Должны ли мы преследовать все цели без исключения или правильнее выбрать только те, которые наиболее важны для конкретного бизнеса?
Полный текст интервью читайте на сайте РИА «Стандарты и качество»: https://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=211612
Made on
Tilda