Кайдзен

Проблемы везде одинаковые….

Кто-то хочет не согласиться? Наверняка таких много. На практике за многие годы работы на предприятиях разных отраслей, я убедилась в том, что проблемы действительно одинаковые- люди не умеют их правильно формулировать!
Мы сейчас помогаем внедрять бережливые технологии на предприятиях ЖКХ и крупном гостиничном комплексе. Так вот, когда задаем вопрос: «Какие ваши главные проблемы?», ответ одинаковый: «Нужно много денег и текучка!».
Согласна, деньги всегда нужны, текучка есть и будет расти, для этого налицо все факторы проблем с экономикой. 
Но, при этом никто не может пояснить, какие показатели предприятий страдают от текучести кадров или нехватки финансов?
А ведь проблема – это отклонение от стандарта. Стандарт. Как все знают, это – то, как должно быть, следовательно, проблема – когда что-то идёт не так, как должно быть.
Проблему можно сформулировать и измерить, а точнее, измерить то самое отклонение от стандартного состояния. Потеря, к примеру, может существовать сама по себе и не являться проблемой до тех пор, пока она не повлияет на отклонение от стандарта.
Главное- признать, что проблемы существуют на Вашем предприятии, а Ваши работники их не скрывают. Скрывая проблему, человек продолжает выполнять работу не по стандартам, а как умеет, передавать по инстанциям информацию с ошибками, надеясь, что никто это не заметит.
В любом процессе случается так, что проблемы вроде бы еще нет, но уже нельзя сказать, что все идет нормально. Однако, такая ситуация через определенное время может стать источником неприятностей и нанести значительный ущерб.

Есть множество методов решения проблем, ниже приведу самый простой и изветсный…



Можно даже сформулировать преимущества этого метода:
  1. Простота.
  2. Его может применять как отдельный сотрудник, так и команда.
  3. Может использоваться на любом уровне организационной иерархии.
  4. Помогает участникам процесса найти общий язык и выработать единый подход.
Однако, как я уже сказала выше, люди не умеют формулировать проблемы и в более, чем в 50% случаев, решают не те проблемы, следуя алгоритму. Время потеряно, проблему не решили.
На помощь приходят методы Бизнес ТРИЗ, которые могут «расшить» даже нерешаемые годами проблемы, сложные, комплексные. Приведу пример из совей практики. 
Руководитель считал, что устаревшая оргструктура является главным препятствием для развития компании. Много зависело от учредителей, которые не понимали, зачем менять оргструктуру, а сам процесс изменений был сильно забюрократизирован. Оргструктура практически не менялась с момента создания компании, не обеспечивала эффективный обмен информацией внутри подразделений, много дублирующих функций, длительные сроки согласований документов и пр. Но, это все причины…, а какая же ключевая проблема на самом деле?
Применили для разбора проблемы инструмент «Карта восприятия проблем», в составлении которой принимали участие стейкхолдеры и руководители разных подразделений. В общем виде карта получилась вот такая.



После проведения анализа, результат получился весьма интересный. Вроде бы рассматривали проблему с оргструктурой, но чтобы доказать необходимость ее изменения, нужно было доказать, какие отклонения в работе компании вызывает эта оргструктура?



Оказалось, что оргструктура мешала достижению целей и результатов в компании. Далее с помощью других ТРИЗ инструментов провели более тщательно анализ проблемы и с помощью изобретательских стандартов вышли на решения, которые можно начинать внедрять шаг за шагом и которые позволят убедить учредителей, что оргструктуру пора менять.

Обычно все пытаются решать проблемы методом мозгового штурма или используют диаграмму Исикава, но эти подходы не позволяют провести детально анализ проблем и причин, которые их вызывают, поиск ключевой проблемы может длиться месяцами. 
ТРИЗ , в отличие от методов бережливого производства помогает проанализировать проблему, построить ее модель и применить соответствующие обобщенные шаблоны решения из базы знаний ТРИЗ. Таким образом, вместо хаотического поиска осуществляется направленный поиск в область статистически наилучших направлений решения.

Мы начали использовать инструменты ТРИЗ с прошлого года и увидели на практике, что это в разы значительно ускоряет процесс работы с проблемами на предприятиях в любой отрасли. Начали проводить семинары и вебинары по БИЗНЕС ТРИЗ для предприятий и муниципалитетов. На семинарах сразу решаем Ваши проблемы, а главное- Вы сразу обучаетесь работать с новыми инструментами.

Ольга Андреева

Директор АНО «Японский центр «Кайдзен»

Made on
Tilda